Испытано на себе, или Альметьевская история одного телефона

27.07.2015

Терпение и труд... деньги вам вернут - к такому выводу пришла я после своей «долгоиграющей» истории с сотовым телефоном. С уверенностью могу сказать: неудачная покупка смартфона меня, как среднестатистического потребителя, научила многому.

Я купила телефон

Все началось с того, что весной прошлого года я решила приобрести новый сотовый телефон. Признаюсь, никогда не была приверженцем дорогих модных брендовых радиоэлектронных «игрушек». Меня всегда устраивал проверенный временем кнопочный, так называемый плюшевый, телефон в металлическом корпусе: долгосрочный аккумулятор и отсутствие «зависающей» сенсорной панели всегда придавали мне чувство уверенности в любой ситуации. Тем более работа журналиста обязывает всю техническую аппаратуру - диктофон, фотоаппарат, личный мобильный телефон, а то и два - держать в постоянном «тонусе». Все бы ничего, но есть одно «но» в таком надежном телефоне: он не предоставляет обширного доступа к сети Интернет со всеми его мобильными «прелестями», необходимыми в современном ритме жизни. Поэтому задалась целью найти недорогой компактный сотовый аппарат с актуальными для меня функциями. Тем более что один из консультантов салона сотовой связи признался по секрету, что средний срок службы любого смартфона составляет 1,5-2 года.

Руководствуясь принципом «цена-качество», в одном из офисов продаж сотовых телефонов остановила свой выбор на маленьком мобильном аппарате с двумя активными сим-картами. Его стоимость (4890 рублей) меня вполне устроила. Конечно же, новый смартфон требовал красивой «обертки» и объемной карты памяти (еще плюс 900 рублей). Отоварившись, дома я с завидным энтузиазмом занялась внутренним наполнением телефона и знакомством с его потенциалом, на что был потрачен весь вечер выходного дня. Однако недолго длилась моя радость. На следующий же день покупка оставила меня без связи с внешним миром. Будучи уверена, что в городе начались перебои с сотовой связью, сначала не придала этому значения. Когда же мой телефон трижды в течение недели так же «подшутил» надо мной, да еще в самый неподходящий момент начинал перезагружаться при ответе на входящие звонки, я заподозрила неладное. В итоге на девятый день после покупки обратилась в магазин с заявлением о перебоях в работе нового сотового телефона. На мое замечание о том, что по закону имею право вернуть не устраивающий меня качеством товар ранее 15 дней со дня покупки, у продавца-консультанта нашелся ответ: «Ваша покупка является технически сложным товаром, следовательно, на нее ваш закон не распространяется». Единственное, что смогли мне здесь предложить - отправить телефон на проверку качества в авторизованный сервисный центр. Правда, тут же уточнили - мне эта экспертиза ничего стоить не будет, и то только потому, что я обратилась к ним до наступления тех самых 15 дней. Написав заявление на проведение проверки качества товара, сдав телефон со всеми аксессуарами обратно и получив взамен видавший виды его «плюшевый» аналог, я стала ждать развития дальнейших событий.

Не верь глазам своим

Техническое заключение, с которым я ознакомилась через три недели, гласило: «По результатам проведенной диагностики заявленные дефекты не подтвердились, аппарат исправен и полностью соответствует заявленным техническим характеристикам». В магазине мне предложили телефон, прошедший экспертизу, забрать. Не согласившись с таким исходом дела, решила идти дальше. Неисправный товар мне не нужен, объяснила я консультанту магазина. Затем в претензии, которую написала на имя генерального директора офиса продаж сотовых телефонов, кратко изложила суть дела и обратилась с просьбой поменять сотовый телефон на аналогичный товар либо вернуть мне деньги. Еще через три недели меня ознакомили с письменным ответом на претензию, в которой говорилось, что «сотовые телефоны надлежащего качества (это было подтверждено экспертизой) не подлежат обмену или возврату.

Примерно через месяц я все же обратилась в Альметьевский территориальный орган Госалкогольинспекции со всеми имеющимися у меня на руках документами (их копиями). Специалисты ведомства разъяснили, что в случае возникновения спорного вопроса и несогласия с заключением экспертизы я вправе оспорить ее в судебном порядке. Дело мое, правда, осложнялось еще тем, что не совпадал юридический и фактический адрес салона-магазина, в котором я приобрела смартфон. Поэтому документальные запросы могут долго «гулять» по стране, предупредили меня: по одним данным головной офис магазина находится в Москве, по другим - где-то в другом городе. Только здесь я поняла, что поступила неосмотрительно, купив телефон в первом попавшемся мне на пути салоне-магазине.

Хождение по кругу

Я решила: раз уж отдел по защите прав потребителей поддержал мою инициативу и предложил квалифицированную помощь, надо идти до конца. Дома я составила исковое заявление на имя мирового судьи своего судебного участка (взяв за основу проект искового заявления, в составлении которого оказали содействие сотрудники Госалкогольинспекции). В нем была отражена суть проблемы с просьбой обязать ответчика расторгнуть со мной договор купли-продажи, вернуть мне уплаченную денежную сумму, взыскать с него неустойку за отказ в добровольном порядке удовлетворить мои требования и возместить мне компенсацию морального вреда. К исковому заявлению были приложены копии всех документов и чеков, имеющих отношение к делу. Исковое заявление я подала в канцелярию судебного участка, где его зарегистрировали. Оказалось, и здесь есть свои нюансы. Если стоимость телефона и моральный вред, причиненный мне, я еще в состоянии была оценить в денежном эквиваленте, расчет неустойки сделала неправильно. Мой иск мне вернули обратно.

Что ж... Вновь пришлось обратиться к специалистам отдела по защите моих прав. Они сообщили, что согласно статье закона при расчете неустойки за основу берется стоимость товара, количество дней после предъявления требований о возврате уплаченной суммы, каждый из которых, кстати говоря, оценивается в 1 процент от стоимости товара. Вот оно как! «Век живи - век учись», - сказала я себе, признав, что такой ликбез был для меня как нельзя кстати.

Подкорректировав первое исковое заявление, снова заполнила документы, повторно сдала и зарегистрировала их в судебном участке. Через месяц мне пришло письмо за подписью мирового судьи судебного участка с приглашением на встречу с ответчиком. Эта встреча предоставляла законную возможность обеим сторонам решить дело мирным путем до суда, другими словами договориться «полюбовно». Однако сторона ответчика не присутствовала на встрече, собственно говоря, как и на открытом судебном заседании, которое состоялось через неделю. На судебном заседании я в подробностях представила свои факты сложившейся ситуации и попросила удовлетворить мои требования. Мировой судья, приняв во внимание нюансы гражданского дела, выслушав мои объяснения в качестве истицы, вынес решение в мою пользу. Данное решение по гражданскому иску могло быть обжаловано через мирового судью в течение месяца со дня его принятия.

Выждав положенный месяц, я пришла в судебный участок. Узнав, что судебное решение ответчик не обжаловал, готова была уже праздновать победу. Как выяснилось - рано. Теперь мне предстояло отправить оригинал исполнительного листа в Москву - в Управление федеральной службы судебных приставов, где должны были возбудить исполнительное производство на основании представленного документа.

Уточнив по Интернету почтовый адрес московского ведомства,  отправила документ заказным письмом и стала ждать ответа. Он пришел через три месяца. с отказом   в   возбуждении исполнительного производства по причине отсутствия заявления взыскателя и реквизитов для перечисления денежных средств. Все логично, подумала я: надо было подумать об этом сразу. Получив все реквизиты в отделении банка, в котором у меня открыт счет, и написав в произвольной форме заявление, повторно отправила все документы заказным письмом. В итоге примерно через месяц на мой личный счет (банковскую карту) поступили денежные средства

в размере 19250 рублей 70 копеек! В эту сумму вошли стоимость товара (4890 рублей), неустойка (6943 рубля 80 копеек), компенсация морального вреда (1000 рублей) и штраф (6416 рублей 90 копеек).

Не сдавайтесь!

Путь от покупки товара до восстановления прав покупателя оказался непростым. Он продолжался чуть больше года и периодически занимал мои мысли и время. Не раз и не два я готова была бросить это занятие, в котором, как мне казалось тогда, не видно было просвета. Сейчас, анализируя ситуацию, понимаю: только профессиональное занудство и советы коллег помогли мне дойти до конца. Поверьте, теперь я в малейших нюансах знаю, что такое «технически сложный товар бытового назначения», а также как и где его лучше приобретать. С удовлетворением могу признать: из этой бумажной волокиты я вышла победительницей. Нужно лишь набраться терпения и идти к своей цели до конца. Особенно когда знаешь, что правда за тобой. Теперь всем своим знакомым рекомендую отстаивать свои законные права потребителей. И вам советую.

Эльмира ГАБИДУЛЛИНА

 

P.S. Когда поняла, что история с неисправным телефоном затянется, купила себе другой смартфон. На этот раз встретила потенциальную проблему во всеоружии: приобрела товар в проверенном салоне продаж сотовых телефонов и оргтехники. Отрадно, что этот смартфон в течение года меня ни разу не подвел.

комментарий специалиста

«Не нужно бояться отстаивать свои права»

В Альметьевский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан регулярно поступают заявления граждан на не выполнение продавцами технически сложных товаров бытового назначения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей. Анализ обращений показал, что в текущем году такие заявления составляют до 24 процентов от общего числа и касаются качества стиральных машин, холодильников, пылесосов, электрочайников и утюгов. Однако большая часть граждан обращаются по проблемам, возникающим при пользовании сотовыми телефонами (41%). Все заявления граждан рассмотрены и не оставлены без ответов. Большинство обращений поступает на салоны сотовой связи «МТС» и «Связной». Как показывает практика, руководители вышеуказанных торговых предприятий неохотно соглашаются на выполнение претензий потребителей, тем самым нарушают требования Федерального закона «О защите прав потребителей» и ущемляют их права.

От того, насколько потребитель знает свои права, умеет и не боится их отстаивать в любом сегменте потребительского рынка, зависит многое и, как следствие этого, в конечном итоге влияет на улучшение социально-экономического благополучия населения в целом.

Яндекс.Метрика